Крица – деревня на Крите, известная высококачественным оливковым маслом. Приезжая в Крицу, попадаешь в масляный рай – каждый магазин зазывно предлагает купить пол-литра полезной вязкой жидкости. Каждый продавец будет втирать, что только продаваемое им масло настоящее критское, а у остальных подделки. Одним словом, жители Крицы возвели оливковое масло в национальное достояние. На вкус в реальности масло совершенно обычное, бессмертие в себе не таит, да и вкус практически как у всех остальных испробованных оливковых масел от Испании до Италии. При многочисленности лавочек в Крице, сама деревня достаточно пустынна. Пара открытых ресторанов в центре деревни, где можно встретить заезжих французов за ланчем, или немцев, пьющих свежевыжатый апельсиновый сок. На этом люди на улице в Крице заканчиваются. |
|
Поля вокруг деревни засажены садами оливковых деревьев. Деревья самые обычные. Не посвящённому сложно понять отличия между дикорастущими оливковыми деревьями и культурновозделываемыми. |
Настоящее достояние номер два Крицы – церковь Панагия-Кера. Издалека выглядит как новострой, но в приближении понимаешь, что сооружению уже точно несколько веков, а сохранность здания обусловлена настоящим туристическим бумом, подпитывающим средствами на поддержание церкви в дееспособном состоянии. |
|
Чуть севернее Крицы раскинулся древнегреческий город Лато – мечта человека с «отъявленным» воображением и хладнокровием. |
Пустынная дорога мимо оливковых рощ приводит сначала к сетчатому забору с пустующей билетной кассой, а дальше, как в фильме «Поворот не туда», попадаешь в мистический мир развалин. На узкой тропинке навстречу попадается группа отчаянных туристов без восторга в глазах. Это настораживает. Кровь в висках то ли от жары, то ли от непонятного предчувствия начинает стучать сильнее. Сверху, с горы самопроизвольно сыпятся камни. Нагнетающее звучание цикад выше по тропе становится всё сильнее и перерастает в гул при входе в ворота ЛАТО. Город был воздвигнут на горе, поэтому прогулка по нему – это постоянный подъём вверх. Слева и справа дома с толстыми каменными стенами, размеры комнат в духе наших хрущовок. Лато – город-развалина, здесь нет ни одного сохранившегося целого сооружения. Всё что выглядит более или менее цело, было восстановлено в прошлом веке руками археологов. Археологические открытия в Лато может сделать каждый – под ногами до сих пор встречаются фрагменты истории в виде кусков глиняных сосудов из VII века до н.э. Один такой кусок был аккуратно изъят и привезён домой в качестве трофея. Поднявшись над городом нужно сесть и попытаться представить, что здесь когда-то кипела жизнь. Сделать это категорически невозможно. При всём уважении к древним грекам, величия этому города в современных масштабах явно не достаёт. Обстоятельные археологи в качестве помощи фантазирующим нарисовали на щите схему расположения основных строений, расшифровав руины под ногами. Смотришь на схему и думаешь – а, ну ведь точно – это кинотеатр был, или – да, конечно, парковка для колесниц. Ничего подобного. Схема только затуманивает воображение и абсолютно не накладывается на развалины. В этот момент и понимаешь, какие эмоции были на лице у людей, шедших навстречу по тропинке к Лато. |
|
Кри-кри – так местные называют диких коз, скалолазающих по всему острову. При этом встречены они были неожиданно и только здесь, вдали от исхоженных маршрутов. |
Дальше на Север. За городом Элунда, на самом краю острова – на «краю света» для местных находится второе по фантасмогоричности место Крита. Асфальтовых дорог здесь нет, поэтому встретить здесь человека, и тем более, туриста, практически невозможно. Но побывать при этом обязательно стоит. |
После подъёма вверх сразу за Элундой и нескольких интуитивных поворотов гравийная дорога выводит к месту, где заканчивается/начинается Крит. Первое, что бросается в глаза – исполинских размеров ветряные генераторы, бесшумно вращающие под силой ветра. При этом ветер здесь такой силы, что на него можно «лечь». Генераторов целое пасущееся поле. Белые столбы с лопастями завораживают своими размерами и амплитудой вращения. Солнце в зените. Жара внизу, на побережье, кажется чем-то абсолютно далёким. Ветер раздувает так, что не чувствуешь реальную погоду, только ветер. Все слова улетают мгновенно куда-то в сторону острова, также как и волосы вытягиваются параллельно земле. Ветер задувает под веки, и, когда моргаешь, создаётся ощущение, что тебе помогают их открыть. Странное ощущение. |
|
Критогреки определённо знали, где строить экологические электростанции. Судя по всему, ветер не стихает на « Краю острова» никогда. Единичные оливковые деревья, растущие здесь, выгибаются ещё в зародыше и так и вырастают, как будто их причесали гигантской расчёской. |
Растительность здесь напоминает то ли японский бансай, то ли низкорослые кустарники Новой Земли. Всё крючковатое, колючее, уменьшенные копии больших деревьев. |
Колючки жёсткие, пружинящие под ногами. Похожи чем-то на начинку качественных матрасов, уберёшь ногу, стразу восстанавливают форму. |
|
Поле дикорастущих полуподсолнухов-полурепейников. Выяснить, что за образец дикой флоры, не довелось. |
Кто-то простроил на Краю Крита часовню. Издалека, когда только подъезжаешь, она кажется небольшой трансформаторной будкой. С каждым метром, приближаясь, она вырастает в габаритах, становясь выше человеческого роста, на крыше появляется крест и колокол. |
|
Кому пришла в голову мысль возвести здесь часовню, не совсем понятно, но она более чем реальна. Неподалёку лежит в развалинах её предшественница. |
На фоне вращающихся лопастей ветряных генераторов часовня кажется чем-то ирреальным, историческим контрастом. |
|
Глобальной целью поездки на самый северный край острова был старый маяк. Место обозначалось на карте точкой с расходящимися лучами – perfect view (точка замечательного обзора). Маяка сначала нигде не было видно, что само по себе странно, иначе какой же в нём смысл. Но логическое мышление заставило посмотреть вниз, куда вела очередная грунтовая дорога, перегороженная рядом шлагбаумов. И там, действительно, был маяк, старый, с блестящими на солнце стёклами, как в фильмах. Цель не очень оправдывала средства, поэтому снимок только сверху. |
По дороге обратно захотелось нырнуть со скал к затонувшему городу Олус. Оказалось, что от города остались только развалины. Археологи, работая под водой, отскребли донные отложения и обнажили куски камней, внешне напоминающие старый Лато. Снаружи, на поверхности, всё гораздо интереснее – например старые ветряные мельницы. Стоят при входе в бухту Элунды, напоминают о прошлых веках. Крышу одной обшили жестью и устроили внутри склад. Вторая сверкает механизмом жерновов. |
|