Стамбул – город мечетей и минаретов. Они – это первое, что бросается в глаза, когда Boeing 737 Турецких авиалиний заходит на посадку. Кварталы низких домов, каждый из них неизменно украшен возвышающейся свечёй минарета. В основном по одной, реже по две, ещё реже их четыре, ну и совсем в единичном экземпляре целых шесть штук. Количество минаретов напрямую связано с авторитетностью мечети, её покровителем-строителем и его амбициями. |
Стамбул в 90-ые был товарным центром всего мира. Мекка для перепродавцов и будущих предпринимателей. С тех пор многое изменилось, многое преобразилось. Нет, торговля из города не исчезла, не исчезли базары с улиц, не перестали хватать на рынках за руку, с мольбой вглядываясь в глаза. Изменилось отношение приезжающих сюда. Большинство сделок совершается на уровне офиса, с короткой экскурсией на производство. А базары превратились в туристические аттракционы, завлекающие лишь ностальгирующих по стародавним временам приезжих. Большинство всё-таки обращает куда большее внимание на возвышающиеся к небу минареты и мечети, мосты и морские берега. А посмотреть, действительно, есть на что. |
Пара, знаменитая на весь мир – мечеть Sultanahmet Camii и не менее легендарная Айя-София. И та и другая в самом центре, друг напротив друга. |
В первой сохранена аутентичность в виде непрекращающихся молитв, она действует каждый день, закрывается для молитв и открывается для туристов. В мечети два входа – один для молящихся, второй для осматривающих. Пришлось входить через второй. |
Внутри спущенные вниз на стальных тросах светильники, устилающие всё пространство ковры. Ну и не слишком вычурные витражи. |
Процедура посещения начинается, как это и принято во всех мечетях, со снятия обуви. Для этого предусмотрена пара скамеек и пакеты, куда её можно положить. Так все и ходят, со своими ботинками подмышкой. Вопрос свежести смены носок, куда менее актуальный зимой, остро встаёт летом. Но если людей немного, вполне ничего не мешает осмотру. |
Ни одного портрета на стене, ни одного святого, только стены, исписанные вязью и выложенные изникской керамической мозаикой. И вот она-то и впечатляет. Не то, чтобы яркостью цвета или изысканностью рисунка. Внешне вполне себе плитка для ванной, но с огромной долей творчества и энтузиазма. Это как нужно было запугать строителей, чтобы они выложили её рядами от самого низа и до самого верха, ребро к ребру. |
Те, кто приходят молиться, обычно падают на колени и начинают перебирать слова Корана. Остальные щёлкают кнопками фотокамер, пренебрегая религиозными условностями и останавливая внимание только лишь на внешней эстетике внутреннего пространства. Фотогеничность при плохом освещении весьма посредственная, но всё компенсирует антураж. Изникские узоры преследуют в Стамбуле повсеместно. |
Атмосфера мусульманского города преследует вне стен мечетей. С завидной периодичностью город оглашается песнопениями с минаретов. Таким образом мулла зазывает жителей на молитву. Заслышав песнопения, местные со всех ног бегут домой, чтобы припасть к полу с призывами к высшим силам. |
Любая молитва должна начинаться с омовения, для чего в большинстве мечетей установлены специальные раковины. Помыть можно руки, но лучше и ноги. |
Айя-София. Снаружи совсем не презентабельное здание, напоминающее один из корпусов фабрики Красный Октябрь в Москве, абсолютно преображается внутри, где появляется всё её величие. |
В голове при расчёте времени на посещение витала цифра в 30 минут, но на деле расклад оказался почти в 60. Свод, исчезающий высоко над головой, галереи балконов по бокам. При входе ставшая традиционной в восточных странах рамка металлоискателя и досмотр в духе израильской таможни с непонятными вопросами и требованиями. Далее четырёхметровые ворота, по толщине сопоставимые со стенами современных зданий. Везде искусственное освещение, закамуфлированное под светильники из веков минувших. |
|
Под потолком развешаны медальоны радиусов метра в три, с надписями на арабском. Чёрный фон оставляет несколько траурное впечатление. Тем не менее, Айя-софия едва ли не самое масштабное сооружение, созданное руками человека, на Ближнем Востоке. |
Двухэтажность строения позволяет разместить на верхних галереях мозаичные гравюры религиозной направленности. Совсем не характерные для мусульман. |
Ну а на нижнем, всё те же изникские узоры. |
Главное тронное место внутри мечети зарезервировано под вечно умывающееся создание. На минуту задумываешься о переселении душ. |