Чехия-Прага ч.3, январь 2009 

Вышеград (рейтинг 3). Туда приходят, чтобы поплевать с высоты во Влтаву, не боясь быть замеченным. Сам Вышеград, уже исходя из одного только названия, расположился крепостью на холме.

Посередине стоит готический собор, конкурирующий по значимости с собором св.Витта, рядом кладбище многозначительных личностей.

Харизматичного вида старушки украшают фасад собора.

Каждое европейское государство старается как можно демократичнее относиться к меньшинствам. Будь то собаки, которых можно выгуливать даже посреди средневекового Вышеграда, главное, чтобы только после них убирали, или же инвалиды, которым везде дорога. Велосипедисты, для них по обочинам выделены специальные полосы, чаще не в крупных городах, а провинциальных. По любой захолустной деревне можно рассекать на двух колёсах, на полных правах, по своей индивидуальной полосе, не боясь быть раздавленными четырёхколёсными.

Но в некоторых заведениях наблюдается дискриминация.

Отдельные слова из чешского могучего так близки нашему, что очень хочется прочитать их буквально. Но стопроцентного соответствия нет.

Телебашня (рейтинг 4) – отдельная гордость, её конструкция напоминает декорации к Звёздным войнам Лукаса или Космической одиссее Кубрика. По ней в состоянии невесомости ползают младенцы, абсолютно непонятно что символизирующие.

У младенцев непропорционально большие головы, да и сами они в масштабе автомобиля Шкода Фелиция. Про автомобили – чаще встречаются вышеупомянутой марки, реже германского производства, ещё реже – испанского, французского, ну и, что совсем удивительно, предостаточно кубизма из России. На них ездят стеснительно улыбающиеся, пожиловатые чехословаки.

Транспортная система Праги. Наиболее предпочтительный способ передвижения по городу – трамвай, автобус, метро. В системе наземного транспорта, на первый взгляд, разобраться довольно непросто, но спустя время, начинаешь чувствовать себя как рыба в воде. В городе есть мегаразветвлённая сеть дневных и ночных автобусов, первые ходят с утра до 12 часов ночи, вторые с 12 до утра. Часть дневных маршрутов перекрывается ночными. Автобусы ходят на окраинах города, трамваи в центре. Ключевые маршруты сопрягаются линиями метро. Стоимость проезда 26 Крон (42 р.) за 75 минут поездки, билет один на все виды транспорта. Компостировать его надо в самом начале поездки, а дальше только пересаживаться и следить за истечением времени. Дёшево и сердито, но не по московским меркам и масштабам, разумеется. Трамваи, это вообще настоящее дежа вю для нас, их родные братья ездят по Москве, а на отдельных линиях метро ходят наши вагоны, так и ищешь на стенах кольцево-радиальную схему, где лучше пересесть – на Пушкинской или Баррикадной. Названия тоже перекликаются, есть станция Letnany, конечная красной ветки, там находится спортивный аэродром и музей самолётов, по-русски почти Планерная. В центре города бегают сумасшедшие таскомоторы, сдирающие троекратно с туристов, счётчик крутится по воле самого водителя, отсчитывая сотни крон вместо положенных десятков.

Р-н Жижков (рейтинг 3). Район иначе называемый в народе Прага 5 прославлен, со слов весьма влиятельных людей, обилием заведений с классической ультрачешской кухней. Отдельный разговор об алгоритме посещения питательных заведений и формах расчётов. Вообще вся система финансовых расчётов и учёта съеденного в питательных заведениях города весьма уникальна, такого не встретишь в Москве, но она повсеместно используется в Европе. Заказ происходит следующим образом. Попадая в любой кабак, сначала, естественно, предлагается выбрать питейное блюдо, в среднем везде в меню (по-чешски listek) присутствует 2 сорта пива, разных оттенков и вкусов. Наиболее популярные и отранжированные мной по вкусу: самые лучшие, высшая лига - Velkopopovicky Kozel, Eggenberg, Staropramen, Krusovice; далее следуют – Pilsner Urquell, Branik, Starobrno. Первые четыре – все тёмные. Тёмные сорта вообще наиболее предпочтительны во всех заведениях страны. Все заказанные на стол блюда, в том числе и пиво, записываются на листок бумаги по вертикали в две графы. Слева – цена (не наименование), напротив справа – вертикальные палочки, что-то вроде зарубок, количество. И вот здесь-то и нужно следить внимательно, сколько вертикальных палочек поставил обходительный владелец питейни. Традиционно никто в Праге не гнушается тем, чтобы несколько преувеличить количества испитого и изъеденного. Финансовый расчёт осуществляется прямо на месте, из личного кошелька владельца.

Самые лучшие заведения Праги неизменно попадаются случайно, а снаружи выглядят совсем непрезентабельно, но именно в таких местах бывает наиболее правильная и честная чешская кухня. Среди сигаретного тумана и деревянных обшарпанных столов скрывается взъерошенный владелец, он же официант, он же закадычный друг всех завсегдатаев заведения. У чехов не принято торчать целыми вечерами перед ТВ, они не стоят с бутылкой в подворотне, в этой стране просто образ жизни и ведения дел несколько иной, не забитый под лавку налогами и бесконечными поборами властей. После своего рабочего дня все они приходят с друзьями, семьями, собаками, кошками и распивают дрожжевые напитки под разговоры о глобальном экономическом кризисе и макроэкономической ситуации в стране. Четвероногим тоже наливают. Один даже умолял угостить тёмным.

Людей кормят свиными рульками (Pecene veprove koleno), замечательными гермелиновыми сырками (Nakladany hermelin) и благоухающими десертами из теста и джема (Ovocny knedliky). Средний счёт на двоих - 500 Крон, что соответствует 800 Рублям.

Все питейни города можно разделить на две части – дорогие и дешёвые. Первые расположены в самом центре, около национальных памятников, вторые, чуть дальше вглубь, в паре шагов от первых. Ну и самые главные, культовые, есть в каждом путеводителе, в связи с чем 50% их посетителей могут общаться на русском языке.

главная страница

Hosted by uCoz